Одним из сильнейших шахматистов Сахалина последних лет является Алексей Романов, завоевавший в 2010 году титул чемпиона области. Сегодня он, отвечая на наши вопросы, рассказал о своих первых шагах в шахматах, кумирах детства; проанализировал текущую ситуацию с состоянием шахмат на Сахалине; дал советы начинающим спортсменам по выбору литературы. И это далеко не все! Прочитав интервью, вы узнаете о том, книги какого автора он категорически не советует читать, за что на него подозрительно смотрели шахматисты из райцентра, и многое-многое другое. Итак, …

- Давайте начнем с детства. Когда вы узнали о существовании шахмат?

— Примерно в 6 лет. Меня с шахматами познакомил отец, который для любителя играл достаточно неплохо, где-то примерно на уровне второго разряда. Да и мама со старшей сестрой Ольгой тоже немного интересовались шахматами. Правда, через несколько лет отцу соперничать со мной стало уже как-то неинтересно (улыбается). Ну а сам момент знакомства с ходами не носил в себе ничего необычайного и поэтому не запомнился.

- Чем они вас привлекли?

— Прежде всего, как и всякому ребенку, нравилось просто во что-то играть и выигрывать. Но в целом, видимо, меня заинтересовала какая-то стратегическая компонента. Много лет спустя мне довелось тратить немало времени на компьютерные стратегии, типа «Цивилизации». В детстве компьютеров еще не было, но примерно в этом же возрасте, 6-7 лет, играя в солдатики, я пытался их расставлять по схемам из книг – переигрывал маневры из Куликовской битвы, Ледового побоища и т.д. Так что шахматы наложились на какой-то внутренний интерес к логическим играм.

- Кто был вашим первым тренером?

— Первым и единственным, кого я могу назвать тренером – это Сергей Григорьевич Даллакян. Если можно так сказать, это «сэнсей» для нескольких поколений охинских шахматистов. Он и сейчас, спустя четверть века, продолжает работать в Охе со школьниками. Но вспоминая о тех, без кого мой путь в шахматах не был бы таким простым, еще надо упомянуть покойного Евгения Анатольевича Киняшова, который в сложные 1990-е годы прилагал большие организационные усилия к обеспечению поездок охинских школьников на соревнования.


Юношеская сборная Сахалинской области. 1990 год. Справа – Алексей Романов. В центре – Евгений Анатольевич Киняшов.

- Помните ли свои первые соревнования?

— То, что можно назвать соревнованиями, это командный чемпионат Сахалина среди школьников в марте 1990 года в Южно-Сахалинске. В те годы этот турнир назывался Кубком «Комсомольской правды». В команду входили шесть мальчиков и одна девочка, что затрудняло комплектацию составов для маленьких райцентров. Так что, появление на высокой третьей доске охинской команды никому неизвестного безразрядника, показалось со стороны «свидетельством о бедности». Наверное, никогда больше я так не волновался, садясь за доску. Чуть успокоился, победив пару второразрядников на старте. Потом следующий стресс – первая партия с перворазрядником. Однако турнир закончился полной победой Охи и лучшим результатом ее «джокера» - 6,5 очков из 7. После этого мне присвоили сразу второй разряд, закрыв глаза на то, что у меня никогда не было ни четвертого, ни третьего.

- Кто был вашим кумиром?

— С детства - Капабланка и Карпов. Впоследствии восприятие любимых шахматистов расширилось, но все равно осталось за шахматистами классического позиционного стиля – добавились Рубинштейн, Петросян, Крамник.

- По каким книгам занимались?

— Сложный вопрос. В то время это была главная проблема. До Интернета и баз данных оставалось еще много лет, а литературу на севере достать было практически негде. Еще хорошо, что родители, увидев мой интерес, выписали журнал «Шахматы» (в те годы он редактировался в Риге под надзором самого Таля!). Некоторое время единственным дебютным справочником у меня была «Защита Каро-Канн» Константинопольского – в общем, до сих пор иногда ее применяю. Как говорится, детские привязанности - самые сильные. Учебники у меня появились уже тогда, когда были нужны только для коллекции. А вышеуказанный скачок в силе, скорее всего, был связан с аналитической работой. Пытаясь подготовиться к первому турниру, искал какие-нибудь книги, и случайно удалось достать «100 партий Пауля Кереса», которая была тщательнейшим образом проработана. Остальные дебютные знания (кроме Каро-Канн) возникли тоже из просмотра партий. Затем, уже при выходе на уровень кандидата в мастера, удалось собрать приличную библиотеку. Да этот процесс продолжается и по сей день. Если же выделить самую полезную и необходимую книгу, то это, бесспорно, «Моя система» Нимцовича.

- Часто ли удавалось выезжать на соревнования?

— У меня были очень интенсивные выступления в старших классах школы и в институтские годы. Потом года три я практически не играл, так как необходимо было достойно начать трудовую деятельность. Потом понемногу стал опять играть по 1-2 турнира в год.

- Удавалось ли совмещать занятия шахматами с учебой в институте?

— Да, и очень эффективно! Причем, учиться это совсем не мешало, скорее, наоборот – у меня и в школе успеваемость повысилась одновременно с тем, как стал ездить на турниры.

- Назовите свои самые памятные турниры?

— Это не всегда связано с результатом, скорее с эмоциями. Практически все турниры 1990-1992 годов, когда пролетел этап от любителя-безразрядника до одного из самых перспективных в регионе кандидатов в мастера, участника юношеского чемпионата России – помнятся как вчера. А вот из соревнований последних лет лучше запоминаются призовые места на турнирах в интересных местах, Например, Таиланд-2003, Барнаул - 2007 и Сингапур-2010. Играя на Сахалине, редко удается добиться такой же концентрации, слишком много отвлекающих факторов дома и на работе.


Алексей Романов (в центре) на турнире в Сингапуре, 2010 год.

- Часто ли удавалось получать призы «За красоту»?

— Раза три, но дело в том, что почему-то сейчас они в турнирах очень редко устанавливаются. Если подсчитать, то, наверное, в тех турнирах, где я участвовал, призы за красоту вручали раз пять, не больше. Самый запоминающийся – как всегда детский. Это приз за лучшую партию турнира на юношеском шахматном фестивале на Камчатке осенью 1991 года.

- Какой ход в своих партиях вы считаете самым красивым?

— Никогда об этом не задумывался. Видимо, для меня красота шахмат больше кроется в столкновениях стратегических планов и логически вытекающих из них комбинаций, а не в эстетике отдельно взятого хода. Приведенные ниже жертвы немного забавны, но не столь уж и сложны. Однако остались в памяти, так как завершили крайне важные партии с прямыми конкурентами за победы в турнирах.

Семенюк - Романов (Хабаровск, 27.10.1994г., Чемпионат Хабаровского края)

33. …Фxh2 + (34 Крxh2, Л h4#).

 

Романов-Пономаренко
(Южно-Сахалинск, 11.11.2004г., Чемпионат Южно-Сахалинского шахматного клуба)

37. Фxf8+ (37. … Сxf8 38. Кf6#)

 

Токарев- Романов
(Южно-Сахалинск, 29.04.2008, командный чемпионат области)

31. … Фxg4 + (32 fg, Кh3#).

 

- Самое обидное поражение?

— Трудно сказать, ведь иногда ничьи бывают обиднее поражений. Я в целом достаточно много играл с шахматистами сильнее себя и сам факт поражения как такового от достойного соперника никогда не оставался для меня шрамом на психике. Сильнее запоминаются какие-то ситуации, вызванные не совсем шахматными факторами, либо творческие неудачи, когда не удавалось довести до конца какой-нибудь интересный замысел. В качестве анекдота вспомню Лично-командное первенство области 2005 года. Играя за команду Южно-Сахалинска, я не смог выбыть из турнира, получив по ходу дела травму спины, и часть партий играл после уколов с обезболивающим, слегка тормозящим реакцию. Тем не менее, дела шли не так уж и плохо, и до последнего тура я претендовал на призы. Однако, как раз в нем меня и подстерег конфуз – имея лишнего коня в эндшпиле, я слегка отключился и просрочил время. Более того, из-за победы моего соперника, в борьбе за второе место команда Холмска опередила Корсаков. И мне еще пришлось ловить на себе подозрительные взгляды пострадавшей команды.

- С кем из известных шахматистов приходилось соперничать за доской?

— Ряд лидеров современных российских шахмат уверенно обыгрывали меня в юношеских турнирах начала 1990-х годов. Жалко, что со Свидлером и Морозевичем встретиться за доской не удалось. Хотя и играл с ними в одних швейцарках, но быстро отставал, что автоматически исключало вероятность очной встречи. Из современных известных гроссмейстеров как-то чаще удавалось играть с представителями Азии: Ван Ю и Чжан Чжоном из Китая, Антонио и Со из Филиппин, Барсовым из Узбекистана. В 2006 году в Сингапуре в турнире по швейцарской системе волею жребия довелось сыграть практически со всей женской сборной Китая, тоже забавный опыт.

 

Алексей Романов (слева) играет с гроссмейстером А. Барсовым из Узбекистана. Таиланд, 2003 год.

 

- Много ли времени вы уделяете шахматам сейчас?

— К сожалению, не очень. Но стараюсь изыскивать малейшие возможности. Беру в командировки в самолет новые шахматные книги, изредка смотрю по Интернету прямые трансляции партий с крупнейших соревнований. Стараюсь хотя бы два раза в год играть в классические шахматы. Ну и при случае не избегаю и всяких других возможностей подержать фигуры в руках – блиц, сеансы одновременной игры.

- Часто ли принимаете участие в турнирах?

— В классические шахматы обычно получается раза два в год. Прошлый год получился удачный – четыре турнира и сразу с наигранностью вернулись и результаты.

- Ваш стиль игры тактический или позиционный?

— Какой бы стиль не был, без тактики все равно партий не бывает. Или она на доске, или скрыта в вариантах за кадром. Но в целом мне нравятся стратегически цельные партии. Естественно, и самому хочется играть в таком стиле. Увы, не всегда получается.

- Как организована работа по дебютной подготовке? А по эндшпилю?

— И в том, и в другом случае для меня нет ничего лучшего, чем анализ цельных партий больших шахматистов. Иногда, конечно, приходится проверять отдельные варианты по компьютерным базам или эндшпильные позиции по многотомнику Авербаха, но в целом запоминание наизусть колонок из справочников мне с детства не казалось приоритетной задачей.

- Как готовитесь к турнирам?

— Сейчас - иногда никак. Если есть хоть немного времени, стараюсь посмотреть новые партии больших шахматистов в интересующих меня дебютах. А если давно не играл, то пытаюсь хоть немного подвигать фигуры. Например, сыграв в что-нибудь не особо серьезное: быстрые шахматы или блиц.

- Что принесет больше пользы: решение этюдов или комбинаций?

— В принципе любая работа над шахматами приносит пользу, однако для меня предпочтительней анализ партий больших шахматистов.

- Можно ли вообще тренировать комбинационное зрение?

— Конечно! Например, просто решая фрагменты из реальных партий или этюды с естественными начальными позициями. Но для более-менее сильных шахматистов тактика – это больше вопрос концентрации, выносливости и нервов.

- Сейчас турниры проводятся с различными контролями времени. Какой контроль вы считаете оптимальным?

— Мне очень нравится обычно применяемый сейчас в международных турнирах контроль 90 мин +30 сек за сделанный ход (на электронных часах). Он не такой уж и длинный, чтобы не хватало сил на всю партию, но добавка за сделанный ход гарантирует от совсем уж бредовых результатов, типа «не успел выиграть с лишней ладьей из-за цейтнота».

- Ваше отношение к блицу?

— Играю (улыбается). В студенческие годы вообще играл хорошо, когда деньги нужны были! Но в целом, отношусь не очень серьезно. Для меня это скорее не спортивное мероприятие, а полигон для проверки каких-то идей; развлечение, в котором можно попробовать ходы и планы, на которые никогда не решишься в турнирной партии.

 

Алексей Романов играет блиц с гроссмейстером из Филиппин Антонио Рохелио.

 

- Гроссмейстер Свешников поднял проблему авторского права на шахматные партии. Каково ваше мнение по этому вопросу?

— Свешников не первый. Такое предлагал еще Эммануил Ласкер в конце XIX века. Не думаю, что это бы хорошо отразилось на популярности шахмат и одновременно на перспективах и заработках тех гроссмейстеров, которые об этом думают.

- Понравились ли Вам какие-нибудь книги, изданные у нас в стране за последние несколько лет?

— Конечно. Например, книги Дворецкого, Шипова, Каспарова, Марина, Халифмана. Другой вопрос, что сейчас наряду с хорошими книгами издается множество откровенной макулатуры, типа «Стратегия за 2 дня», «Все дебюты в одном томе и т.д.». Очень много совершенно бездарных детских учебников и дебютных справочников, которые пишут временами чуть ли не безразрядники, копируя на бумагу бессистемные подборки из электронных баз партий.

- Какие бы книги порекомендовали начинающим шахматистам?

— Предостерег бы от изданий Калиниченко. Для меня его имя на обложке – знак «в урну». А в качестве рекомендаций назову давнишние учебники Авербаха и Бейлина, Николая Журавлева. Из новых посоветовал бы использовать книги Пожарского, это на самом деле квалифицированный детский тренер.

- Как относитесь к серии книг Каспарова «Мои великие предшественники»?

— Очень хорошо. У меня есть все тома. Правда, не на все пока хватило времени. Книги хороши как для сильных шахматистов в связи с качеством анализа партий, так и для широкого круга любителей, как хорошая систематизация истории шахмат.

- Заглядываете ли на шахматные сайты? Какие предпочитаете?

— Достаточно регулярно. Из русскоязычных – chesspro.ru и сайт гроссмейстера Шипова crestbook.com.

- Теперь давайте перейдем к шахматам на Сахалине. В каком они состоянии?

— Если кратко – бывало хуже, но реже. На удивление неплохо обстоят дела с детскими шахматами, в основном благодаря работе энтузиастов – Вячеслава Цоя, Сергея И, многих их коллег в Холмске, Охе, Корсакове, Вахрушеве. Однако дальнейшее развитие получается только у тех школьников, которые уехали с острова. Самый яркий пример – Константин Сек, который, перебравшись на учебу во Владивосток, уже дважды выиграл мужской чемпионат ДФО. У нас же, к сожалению, нет ни должного развития взрослых шахмат, ни перехода между детскими и взрослыми.

- В чем мы уступаем другим регионам?

— Объективно, например Петербургу и Краснодару, - в островном положении и расстоянии до Москвы. Здесь у нас любой выезд на соревнование – сложный и затратный процесс. С другой стороны, в столь же удаленных регионах, как Приморье и Камчатка за счет лучшей работы федераций и спорткомитетов, шахматная жизнь существенно активней.

- Что, по вашему мнению, нужно сделать, чтобы изменить ситуацию к лучшему?

— Главное – это эффективно функционирующая федерация, что создает предпосылки и для обеспечения поддержки областных властей, и для поиска спонсоров, и для взаимодействия с Российской Федерацией шахмат, которая сейчас довольно активно функционирует под патронажем Дворковича, советника Президента России. Как всегда, дело упирается в отсутствие энтузиастов.

- Почему на Сахалине не проводятся соревнования даже регионального масштаба?

— Причины уже указаны – это отсутствие эффективной организационной структуры. Региональные соревнования проходят там, где есть хоть какие-нибудь желающие их провести. Вот чемпионат ДФО год за годом и проходит в Биробиджане. Ну и опять же объективный фактор – у нас это будет дороже, так как всем гостям из других областей придется лететь самолетом.

- Что делаете вы для популяризации шахмат? Проводите ли сеансы одновременной игры?

— Стараюсь сделать что-нибудь. Однако основная работа не дает возможность делать это на регулярной основе. Последнее время удается по паре раз в год провести сеансы одновременной игры. Однако сами поводы для сеансов ограничены обычно какими-нибудь мероприятиями в шахматном клубе. Такого интереса, как в советские времена, когда они регулярно проводились по институтам, школам и предприятиям, к сожалению, сейчас не наблюдается.

 

Алексей Романов проводит сеанс одновременной игры, посвященный Дню Физкультурника. Южно-сахалинский городской шахматный клуб, 2008 год.

 

- Кто сегодня входит в группу сильнейших шахматистов острова? Дайте краткую шахматную характеристику каждому из них.

— Сложная задача. В том числе и из-за того, что многие сильные шахматисты уже много лет не появляются на турнирах. Например, Евгений Котов, Леонид Киут, Юрий Добрыдин, Арарат Даллакян. А ведь практически каждый из них наверняка в состоянии вновь вернуться в число сильнейших шахматистов области. Тоже и у девушек – почти не играют Таня Маринина, Алина Кошенко. Многие из молодых талантливых шахматистов, наверное, не могут до конца раскрыться, потому что никогда не выезжали из области на взрослые соревнования. Кто знает, где пределы их способностей, если они и варясь в собственном соку, занимали высокие места на областных соревнованиях? Я имею в виду – Мишу Костылева из Холмска, Диму Дена, Александра Храпова. Так что, пока лидирующие позиции все же занимают возрастные шахматисты. В последние годы неизвестную по счету шахматную весну переживает Олег Федорович Верещагин, шахматист очень своеобразного комбинационного таланта. Более 20 лет в число сильнейших шахматистов области входит Альберт Лим, жесткий боец со стальными нервами, быстрой реакцией, добротной дебютной подготовкой и отличным счетом вариантов. Продолжает работать над собой и совершенствоваться Сергей Габрусев, шахматист активно-позиционного стиля. Время от времени демонстрирует мастерство лидер областных шахмат 1970-1990 годов Андрей Крюков. В общем, нельзя сказать, что нам совсем уж нечего передать молодежи. Однако в условиях того, что последний раз взрослая команда Сахалина играла на чемпионате Дальнего Востока в 2001 году, вырастить сильную смену непросто.

- И, в заключение, что ценного и полезного в обыденной жизни могут дать шахматы обычному человеку?

— На этот вопрос еще век назад ответил Зигберт Тарраш. «Они как музыка и литература могут приносить людям радость». Можно, конечно, добавить многое про пользу для развития интеллекта, воспитание характера и все это будет правда. Однако, большинство шахматистов играют в шахматы как раз по заветам Тарраша.

Наша справка.
Романов Алексей Викторович. Родился в 1975 году в пос. Нефтегорск Охинского р-на. Международный мастер. Текущий рейтинг ФИДЕ – 2401. Чемпион Сахалинской области 2010 года, трехкратный серебряный (2002, 2003, 2007) и трехкратный бронзовый (2000, 2004, 2006) призер. Чемпион Сахалинской области в командных соревнованиях (2000, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2008, 2009, 2010). Чемпион Южно-Сахалинска (2001). Победитель первенства Сахалинской области среди школьников (1990, 1991). Основные результаты во всероссийских, дальневосточных и международных турнирах и фестивалях: 1-е места в Хабаровске (1992 - Мемориал Алехина; 1995 – Мемориал Николая Никэта; 1996 – «Хабаровская ладья»; 1997 – Мемориал Николая Никэта; 1997 – «Хабаровская ладья», Комсомольске-на-Амуре (1993 – командный чемпионат Хабаровского края), Барнауле (2007); 2-е места в Хабаровске (1994 – чемпионат края), Бангкоке (2003 – «Таиланд-Мастерс»); 3-и места в Петропавловске-Камчатском (1991), Комсомольске-на-Амуре (1996 – чемпионат Хабаровского края), Сингапуре (2010 – «Сингапур-Мастерс»).