В Южно-Сахалинске состоялся шахматный гандикап-турнир. Его участниками стали 36 шахматистов из Корсакова, Холмска и островной столицы.
Игра с форой известна, наверное, столько же времени, сколько существуют шахматы. Многим любителям королевской игры памятны партии Пола Морфи, который одержал немало ярких побед, давая своим соперникам фору в коня и даже ладью (справедливости ради, известны и его поражения). Немало комбинационных вихрей закрутил на доске и четвертый чемпион мира Александр Алехин, предоставляя заранее своим соперникам материальное преимущество.
Да и сами гандикап-турниры проводятся очень давно. В них, в частности, оттачивал свое мастерство первый российских претендент на шахматную корону Михаил Чигорин. Вот как это происходило:
- В Санкт-Петербурге устраивались гандикап-турниры. Применялась сложная система. Самые сильные давали игрокам второй категории вперед пешку и ход, третьей категории – пешку и два хода, четвертой – коня на b1, пятой – ладью. Вторая категория давала третьей пешку и ход – и т.д., - приводятся данные в его биографических книгах.
Сначала Михаил Чигорин сам получал фору, но довольно быстро перешел в число тех, кто дает фору другим.
Идея, что и говорить, здравая. А как еще уравнять шансы игроков и провести турнир, чтобы все имели шансы на победу?
И все же прогресс не стоит на месте. Если в XIX веке была громоздкая система с вычислением форы, то сейчас все гораздо проще. В России уже лет двадцать проводятся турниры, где профессионалы дают любителям фору. Но – не по фигурам, а по времени.
По такому пути пошли и в Южно-Сахалинске. Участники получали время на партию, согласно своему рейтингу. Так, самые сильные играли со слабейшими имея на часах 1 минуту против 9 у соперника. Более сильные получали фору 2 минуты к 8, 3 к 7, 4 к 6. Это в какой-то степени уравнивали шансы игроков и делало исход партий более непредсказуемым.
И все же неожиданностей не произошло. Сильнейший островной шахматист Константин Сек в очередной раз доказал свое превосходство над остальными. 11 побед в 11 партиях обеспечили ему первое место за несколько туров до финиша.
В бессмертном романе «12 стульев» дается рецепт шахматных побед: «Что же мы видим, товарищи? Мы видим, что блондин играет хорошо, а брюнет играет плохо. И никакие лекции не изменят этого соотношения сил, если каждый индивидуум в отдельности не будет постоянно тренироваться в шашк... то есть я хотел сказать — в шахматы...».
Если верить Ильфу и Петрову (ну и Остапу Бендеру, естественно), индивидуумам нужно постоянно тренироваться в шашки… То есть, я хотел сказать в шахматы, чтобы изменить это соотношение сил.
Пока же на 3,5 очка от лидера отстали четыре шахматиста: Алексей Романов, Артем Российченко (Корсаков), Виталий И, Сергей Габрусев (Корсаков). Именно в таком порядке их расставили беспристрастные дополнительные коэффициенты.
Лучший результат среди ветеранов показал Александр Блоха (7 очков), а среди юношей – Артем Хуснулгатин (6,5 очков).