Одним из ТОП-фаворитов этапа РАПИД Гран-При России является международный гроссмейстер из Москвы Павел Понкратов. Он – неоднократный победитель первенства России и Европы по быстрым шахматам, чемпион России по быстрым шахматам и блицу, участник Кубка Мира (дошел до 1/16 финала) и прочее-прочее-прочее. Буквально за несколько минут до начала первого тура шахматист, которого коллеги за агрессивный стиль игры называют «флибустьером», любезно согласился ответить на несколько вопросов.
- Какой формат игры вам больше нравится?
- Не буду оригинален, я это уже много раз говорил. Больше всего мне нравится рапид. Несмотря даже на небольшое снижение моих успехов в этом виде шахмат, рапид – мой любимый формат. На мой взгляд, рапид требует проявления шахматной интуиции. В быстрых шахматах шахматист максимально проявляет свою личность.
- У вас есть задача-минимум и задача-максимум на этот турнир?
- Задача максимум у меня всегда одна – первое место. Возможно, это не касается двух-трех самых сильных турниров в год. Это – чемпионат мира по рапиду и блицу, высшая лига. Во всех остальных – задача всегда максимальная.
- Бывает ли, что шахматисты первого-второго разряда или КМС удивляют своим ходом?
- Естественно, бывает! Чаще всего, конечно, удивляют в плохом смысле (смеется). Но иногда удивляют и в хорошем. Шахматы тем и хороши, что возможностей много и предугадать все невозможно. Когда играешь с сильным соперником, то примерно представляешь направление его мыслей. Все-таки у сильных шахматистов мышление в какой-то мере однотипное, поэтому примерно понятно, куда будет смотреть соперник. А у тех, кто реже играет на высоком уровне, разброс идей гораздо выше. Бывает, что такой соперник делает ход, который я предварительно не рассматривал. Начинаю размышлять и вижу, что ход довольно высокого качества. И это даже интересно! Потому что иногда даже забываешь про какие-то дополнительные возможности. Когда играешь на одном высоком уровне, то мышление не расширяется, а сужается.
- Известный гроссмейстер Остап Бендер говорил, что если блондин играет хорошо, а брюнет играет плохо, то никакие лекции не изменят этого соотношения сил, пока каждый индивидуум в отдельности не будет постоянно тренироваться. А вы сейчас много занимаетесь или турниры идут потоком?
- У меня турниры идут, действительно, потоком. Я очень много играю, и на занятия времени не остается. С другой стороны, подготовка к партии – это ведь тоже тренировка. А у меня подготовка к рядовой партии зачастую занимает четыре-пять часов.
- Сколько турниров в год вы играете?
- Надо, конечно, считать отдельно блиц, классику и рапид. Блиц, понятно, это однодневный турнир, рапид – двухдневный, а классика занимает дней девять-десять. 2020-й год был смазанный, в прошлом году тоже были ограничения. А вот в 2019 году я в общей сложности сыграл более, чем в 30 турнирах. Классика была меньше половины. Считается, что в классику нужно играть не чаще, чем раз в месяц, но у меня получается чуть больше. Профессионалы играют примерно 120 партий в год. Рекордсмены играют 270-280 партий. Но, на мой взгляд, это уже полное безумие. Я играю в классику примерно 120 партий, а в рапид и блиц посчитать, конечно, сложнее.
- Если бы на вас возложили миссию обратиться ко всем детям Земли с призывом заниматься шахматами, что бы вы им сказали?
- Шахматы - очень интересная игра, окунувшись в которую вы увидите намного больше, чем просто фигурки и 64 клетки. Это целый мир!