Олег Ильин: "Совершенству нет предела"
На недавнем четвертом открытом чемпионате Южно-Сахалинска по бодибилдингу и фитнессу в каждой весовой категории среди призеров были воспитанники Олега Валентиновича Ильина. Его можно смело назвать Колумбом сахалинского бодибилдинга. Ведь именно он первым из наших спортсменов принял участие в соревнованиях на материке. Более того, до сих пор он единственный на нашем острове, кто является мастером спорта в этом виде спорта. На основе его спортивной биографии можно смело писать историю сахалинского бодибилдинга, ведь его спортивная и тренерская биография насчитывает почти два с половиной десятка лет.
- Как вы начали заниматься бодибилдингом?
— Бодибилдингом это тогда, конечно, и назвать-то было трудно. Сначала я занимался дома с гирями и гантелями, а в 1980-м, олимпийском году брат привел меня в один из подвалов по проспекту Мира, где группа увлеченных людей занималась совершенствованием своего тела, культуризмом, как тогда говорили. Там и начался мой спортивный путь. Группа у нас подобралась довольно демократичная, хотя слово это мы не только не употребляли, но и, наверное, не слышали. В складчину покупали штанги, гантели, по очереди убирались в зале. Тренеров в современном понимании у нас не было, системы подготовки искали по иностранным журналам и книгам. Помню, мне на одну ночь дали книгу чешского автора «Культуризм: путь к здоровью, силе, красоте». Она и тогда-то уже была раритетом, а сейчас ее и вовсе не найти. Так вот, я всю ночь пытался переписать из нее как можно больше информации. Даже сфотографировал каждую страницу, но, к сожалению, снимки не получились. Как я жалел, что быстро наступил рассвет, и нужно было идти отдавать книгу!
- Со штангой немного понятно, а как вы репетировали произвольные упражнения?
— Да никак! Мы о них тогда только в книжках читали. Помню, в 1983-м году в магазине «Любитель» появился один из первых на Сахалине видеомагнитофонов. Каждый день мы ходили туда как в музей и смотрели на это чудо техники. Стоил он немногим более тысячи. Такую сумму мы бы даже сообща не осилили. Да даже если бы и осилили, встал бы вопрос с кассетами. Так что бодибилдинг у нас существовал в весьма усеченном варианте. Ту же произвольную программу мы смогли начать тренировать только спустя несколько лет.
- И что же, ни в каких соревнованиях вы тогда не участвовали?
— Почему же. Нас приглашали на турниры по гиревому спорту. А с 1984 года, дважды в год, мы стали проводить неофициальные соревнования по силовому троеборью. В них даже тяжелоатлеты принимали участие. Причем, не сказать, что штангисты выглядели лучше нас. Скорее, мы даже немного превосходили их. Хотя, по началу, они смотрели на нам немного снисходительно. Мол, культуристы какие-то, сейчас мы им покажем, где раки зимуют. Не показали. Несмотря на то, что эти соревнования были неофициальными, спорткомитет награждал нас грамотами, значками. Они до сих пор хранятся в моем домашнем музее как память о той эпохе.
- Силовое троеборье – это все же не бодибилдинг. А как вы впервые увидели состязания по этому виду спорта?
— Самое интересное, что будь я комсомольцем, я бы, вероятно, о бодибилдинге мог и не узнать.
- ???
— В 1986 году я захотел взять туристическую путевку и объехать Европу, но в «Спутнике», который тогда заведовал их распределением, мне сказали, что, так как я не комсомолец, то за границу я не попаду, а могу поехать лишь в Прибалтику. Хотя первоначально мне обрадовались, но отсутствие комсомольского значка закрыло для меня окно в мир. Выбора особого не было, и я стал паковать чемоданы для поездки в Латвию и Литву. Из журналов мы знали, что в этих республиках бодибилдинг развит, и я поставил себе задачу найти какой-нибудь клуб. В Эстонии все мои старания потерпели неудачу. Я узнал телефон спортзала, несколько раз звонил туда, но как только на том конце провода слышали мою русскую речь, говорили заученным голосом: «Вы не туд-да-по-па-ли! Телефон вокзала другой». Зато и в Вильнюсе, а потом и в Риге, я нашел своих коллег по увлечению. Впрочем, коллег – это сильно смело сказано, у нас же этот вид спорта все еще находился в зачаточном уровне. А там я впервые увидел официальные соревнования, впервые посмотрел произвольные программы. Это дало мне огромный толчок, и я решил во чтобы то ни стало, в следующем году приехать в Прибалтику вновь и принять участие в турнире.
- Удалось?
— Да, уже в следующем году я принял участие в открытом чемпионате Литвы, а в 1988-м году я замкнул тройку призеров на пятом всесоюзном турнире в Вильнюсе. Кстати, первое место в моей весовой категории занял будущий чемпион мира, так что компания там собиралась не слабая. Я же испытывал вполне естественное волнение дебютанта. Все-таки в этих состязаниях я впервые выступал с произвольной программой. Хорошо, что успел ее подготовить. Специально выезжал на турнир за месяц до его начала и готовил «произволку». После Вильнюса я поехал в Калининград, где занял седьмое место на Кубке России. А дальше турниры последовали один за другим. В 1989-м году я занял четвертое место на Кубке России, да и в других турнирах практически всегда попадал в шестерку лучших. Причем, в 1990-м году на Кубок страны в Смоленск мы выезжали целой командой из пяти человек. То был период подъема бодибилдинга на Сахалине. Нас приглашали на турниры в Красноярск, другие города Сибири.
- Наверное, и на Сахалине тогда турниры начали проводиться?
— В 1990-м году мы провели первенство ВДФСО профсоюзов, а в следующем – открытое первенство Южно-Сахалинска. Затем я в силу некоторых причин на несколько лет отошел от спорта. Время тогда было такое, что стало не до тренировок. «Дикий рынок» со всеми своими последствиями сломал немало спортивных карьер. Я же возобновил занятия лишь в 1996-м году. Двумя годами позже решил проверить себя и поехал в Санкт-Петербург, где один за другим проходили открытый чемпионат города и первенство России. На первом из них я занял второе место, а на втором – пятое. За эти выступления мне и присвоили звание мастера спорта. Тогда это звание можно было получить лишь на первенствах страны, да двух наших столиц. Последний же раз я принял участие в нескольких соревнованиях в 2000-м году. Сначала, на пути в Красноярск, где проходил чемпионат РФ, мне пришлось из-за пересадки с самолета на самолет двое суток находиться в Хабаровске. А там как раз проводился Кубок Дальнего Востока. Грех было не воспользоваться случаем и не принять в нем участие. Я и принял, да к тому же занял первое место. Сработала примета, что участник, заявленный на турнир в последний момент, становится его победителем. В Красноярске же я был пятым в абсолютной весовой категории. Позднее я еще выиграл чемпионат Дальнего Востока в Благовещенске, в котором принимали участие и китайские спортсмены. Жаль, что больше международных состязаний в моей карьере больше не было.
- Это были ваши последние выступления?
— Нет. В последний раз на помост я вышел в прошлом году, когда принял участие в первенстве страны в Санкт-Петербурге. Там я не попал даже в десятку лучших и понял, что пора сосредоточиться на тренерской работе. Все-таки возраст берет свое, да и места во второй десятке меня не интересуют. Можно, конечно было бы ездить на соревнования еще несколько лет. Но зачем? Тем более что к тому времени уже несколько лет у нас проводились официальные соревнования, на которых выступало много моих воспитанников, которым была постоянно нужна моя поддержка.
- Что за соренования?
— Открытый чемпионат областного центра. Первый из них прошел в 1999-м году. Проводился он в ДК Железнодорожников под самый Новый год. Помню, был сильный буран, и зрителей собралось не так уж и много. Даже кто-то из спортсменов не смог добраться. Зато все последующие проходили с неизменным аншлагом. Помимо спортсменов из Южно-Сахалинска в них принимали участие бодибилдеры из Ноглик, Холмска, Синегорска, Корсакова, Поронайска и Углегорска. Правда, первые места обычно занимали спортсмены из областного центра. Но это вполне естественно. Все-таки традиций здесь побольше, да и условия для тренировок получше.
- Судя по географии ваш вид спорта достаточно популярен на острове. А сколько всего человек им занимается?
— Я думаю, что около тысячи. Конечно, многие из них занимаются не ради спортивных достижений, ведь достичь высот в этом виде спорта невероятно тяжело. Ведь на первых порах спортсмен должен принимать участие в соревнованиях не чаще одного раза в год. В противном случае у него не будет спортивного роста. Даже опытные спортсмены редко выходят на помост чаще, чем два раза в год. Это связано с тем, что вес у начинающих спортсменов неустойчив, иногда приходится его сгонять, иногда – наоборот. О какой нормальной работе может идти речь, если нет стабильности. Только когда бодибилдер наберется опыта, устоится его вес, и начинается настоящая работа над совершенствованием фигуры. Да, ждать этого этапа иногда приходится долго, но ожидание того стоит. Посмотрите на тела занимающихся лет десять. Много ли изъянов вы увидите? А между тем, изъяны есть у них, потому что предела совершенству нет.
- Есть ли перспективы у наших спортсменов?
— Да, конечно же, способные ребята есть, но для достижения высоких результатов им еще работать и работать. К сожалению, мы упустили время. В начале 1990-х годов сахалинцы были законодателями моды в нашем виде спорта на Дальнем Востоке, но затем растеряли свое преимущество. Хотя, талантливые спортсмены у нас были и есть. Например, Андрей Гурник был чемпионом Дальнего Востока, обладателем Кубка нашего региона, занимал четвертое место в чемпионате Санкт-Петербурга. Это очень почетный результат. Ведь в нем выступают лучшие бодибилдеры не только из Северной Пальмиры, но и из других регионов. Жаль, что он все-таки отошел от спорта. Но ничего, думаю, что это не последний наш спортсмен, который заставил судей признать себя. Будут у нас и победы, будут и поражения. Одно можно сказать смело: история бодибилдинга на острове еще далеко не написана.
- А кого можно считать родоначальником бодибилдинга на Сахалине?
— Трудно сказать. Как я уже упоминал, я первый раз пришел в спортзал в 1980-м году. К тому времени такие залы функционировали уже лет пять. Все же, вероятно, у истоков нашего вида спорта на Сахалине стояли Александр Головко, Владимир Середа, Сергей Сорокин. Все равно, я верю, настанет время, когда мы напишем историю развития нашего вида спорта на Сахалине. Есть архивные фотографии, есть результаты соревнований 1980-х годов, есть медали и грамоты той поры, есть воспоминания ветеранов. А главное, есть желание заняться этой темой. Молодые спортсмены должны обязательно знать, кто был их предшественниками.