Ручной мяч в нашей области никогда не пользовался особой популярностью. Это тем более странно, что по всей стране у него была масса поклонников, ведь сборная СССР" />

Юрий КИКТЕНКО: "Остаюсь поклонником баскетбола"

Юрий КИКТЕНКО: "Остаюсь поклонником баскетбола"

Ручной мяч в нашей области никогда не пользовался особой популярностью. Это тем более странно, что по всей стране у него была масса поклонников, ведь сборная СССР не раз занимала призовые места на чемпионатах мира и Европы, Олимпийских играх. И все же след в истории этого вида спорта Сахалин оставил. Юрий Киктенко, который свои первые спортивные шаги делал у нас на острове, выступал за команду высшей лиги чемпионата СССР, участвовал во множестве международных матчей. Да-да, не удивляйтесь, именно так! Сейчас он живет в США, но с помощью Интернета продолжает следить за спортивной жизнью Сахалина.

- Вы коренной сахалинец?

— Нет. Я родился в 1965 году в Ленинграде, где мой отец заканчивал военно-медицинскую академию. Потом отца посылали служить то в Краснодарский край, то в Дагестан, то в Хабаровский край (г. Бикин). В 1977 году его перевели в Южно-Сахалинск. Поселились мы тогда недалеко от входа в ПКиО им Гагарина на улице Курильской, а учиться я пошел в СШ № 13. Занимался плаванием и легкой атлетикой, участвовал в городских соревнованиях. Но в конце концов случилось то, что должно было случиться. Мой рост в шестом классе был 193 сантиметра, поэтому на меня обратили внимание баскетбольные тренеры. Мне очень повезло, я попался на глаза Юрию Николаевичу Солодухину. В своей жизни я повидал много тренеров, мне есть с кем и чем сравнивать. Поэтому могу уверенно сказать, что Юрий Николаевич - тренер экстра-класса. Его подход к тренировкам был на очень высоком, грамотном уровне: сочетание тактики, физической подготовки, групповых упражнений и индивидуальных упражнений. Сам он был всегда очень спокоен, выдержан, чем всегда вызывал всеобщее уважение.

- В баскетбольных соревнованиях участие принимали?

— Конечно! Причем, не только в городских и областных. Помню, как ездили на зональные соревнования в Хабаровск. Мы вели отчаянную борьбу с хозяевами за первое место. В очном поединке за несколько секунд до конца наша команда проигрывала всего одно очко. Нам оставалось сделать только один точный бросок, чтобы выиграть! Наигранной комбинацией мы вывели на ударную позицию нашего лидера Олега Карпенко, но мяч после его броска предательски чиркнул по дужке кольца, и сборная Сахалина осталась на втором месте. Медаль с того турнира занимает почетное место в моем домашнем музее. Как, впрочем, и книга "Нас 50 миллионов", которой меня наградили как самого перспективного игрока Сахалинской области. То были мои первые шаги в спорте, и они запоминаются особенно ярко.

- И как же самый перспективный игрок области оказался в другом виде спорта?

— В 1980 году травму позвоночника получил мой отец. В то время он был полковником медицинской службы, занимал должность начальника медслужбы армии. Ему уже предлагали генеральскую должность в Новосибирске. Вот, из-за травмы, его и перевели в Запорожье, где он, кстати, до сих пор, преподает на военной кафедре, в институте усовершенствования врачей. Естественно, что на Украину перебралась и вся наша семья.

- В Запорожье баскетбол не культивировался?

— Как ни странно, но в этом городе с миллионным населением не было хорошей баскетбольной команды. Почти год, весь 9-й класс, я промучился (по другому не назовешь), играя в местном "Строителе". Участвовал в городских и областных соревнованиях, поездках по области. Подключали и во взрослую команду играть, там все на 20 лет старше, но мне было не интересно! Все какая-то суматошная, бестолковая беготня по площадке. Тренировки и вовсе "добивали" своей монотонностью. Это было совсем не то, к чему я привык у Солодухина. В то же время в Запорожье было две команды высшей лиги по гандболу: ЗИИ и ЗАС. Перетягивали меня в этот вид спорта не раз, тренера буквально по пятам ходили, даже с родителями моими разъяснительные беседы вели. Я же эту игру не знал и, как бы сказать, не хотел предавать баскетбол. Помню, звонил на Сахалин и спрашивал совета у Юрия Николаевича, как быть? Он посоветовал не мучиться и попробовать свои силы в гандболе. Дал "добро", так сказать. И я перешел в ДЮСШ команды ЗИИ (Запорожский индустриальный институт). Потренировался полгода в ДЮСШ, летом взяли на сборы к дублерам. Так, уже с десятого класса я играл за дубль, а после поступления в институт меня стали подключать к команде мастеров. Никогда не забуду свои первые сборы. Три тренировки в день, футболки от пота по нескольку раз выжимал. К вечеру только одна мысль: "Как бы до кровати доползти!". Доползаешь, лежишь, а через окно музыка с дискотеки доносится, смех девичий, а тебя ноги уже не держат.

- Команда-то сильной была?

— Очень. Не зря же ней играли два олимпийских чемпиона 1980 года Сергей Кушнирюк и Александр Шипенко. В 1982 году, когда я еще был в дубле, она заняла третье место в чемпионате СССР, за что получила право представлять страну на Кубке ИФГ (гандбольный аналог футбольного кубка УЕФА – прим. автора). В 1983 году ЗИИ выиграла этот турнир! Так что пробиться в основу было очень непросто. Тем более что подошло время службы в армии. "Служил" я в армейской команде СКА (Одесса). В ее составе выиграл чемпионат Вооруженных сил СССР, за что был награжден медалью, наручными часами и внеочередным отпуском домой. Часы, кстати, до сих пор работают. После этой победы меня пригласили в ЦСКА, но там я не задержался, а после демобилизации вернулся в ЗИИ, участвовал в чемпионате СССР. Этот турнир тогда был чрезвычайно сильным, доминировали в нем московские команды ЦСКА и МАИ, а также киевляне. Мы же боролись за место в пятерке сильнейших, куда попадали с завидной регулярностью. Кроме этого мне довелось участвовать во множестве международных матчей. И немцы к нам приезжали, и поляки, и даже сборные африканских стран. В большинстве их них мы брали вверх, но не обходилось и без осечек.

- На какой позиции вы играли?

— Линейного. Это передний центральный нападающий, выполняющий вспомогательные, но очень важные функции. Игрок этого амплуа должен обладать хорошей техникой и отменными физическими данными. Важно чувствовать возможность развития ситуаций в нападении, "схватывать" мгновения, вовремя оказаться в нужном месте, правильно выбрать позицию. Забить мяч - не главная задача линейного, но она во многом показывает его уровень. Розыгрыш любой комбинации в нападении, начинается с установки линейного. В общем, хороший линейный - залог уверенной борьбы команды в нападении.

- Учебе спорт не мешал? Ведь вы, насколько я понял, параллельно учились в индустриальном институте?

— Основываясь на собственном опыте, могу сказать, что спорт и учебы не совместимы в принципе. Свою группу я до последнего курса не знал, так как имел свободный график посещения занятий. Экзамены и зачеты сдавал по индивидуальной, предварительной договоренности о встрече с преподавателем. Причем, договаривался не я, а специально отведенный на эту должность человек на кафедре физвоспитания, который нас и "сводил". Этот человека нас к экзаменаторам буквально за руку приводил, ведь мы (я имею в виду спортсменов из нашей команды мастеров) даже не знали номера нужных аудиторий. Бывало, сдавая экзамен, писал то, что моя группа изучала только в следующем семестре. На лекциях, на которых изредка появлялся, поток встречал аплодисментами. Приятно было, чего уж там. Но на последнем курсе я уже учился без всяких поблажек. Защитился и все выпускные экзамены сдал на хорошо и отлично. Стал инженером электронной техники.

- А чем бы вызван такой крен в сторону учебы?

— К сожалению, с середины 1980-х уровень гандбола в СССР стал падать. Открылись границы и многие игроки стали выезжать играть за рубеж. Причем, этот отток стал прямо-таки массовым, уезжали все более-менее мастеровитые гандболисты. В том числе, и из ЗИИ. Передо мной стоял трудный выбор: либо продолжить спортивную карьеру за рубежом, либо закончить образование в институте и работать по специальности. Я выбрал второе. До сих пор не знаю, прогадал или нет.

- Как сложилась ваша постспортивная жизнь?

— После распада СССР я остался на Украине, а последние четыре года живу в США. Сначала – в Нью-Йорке, а около года назад переехал в Чикаго. Тут потише, поспокойнее. Живем мы вчетвером. Я, моя жена, с которой мы вместе уже двадцать лет, и две наших дочки. Занимаюсь бизнесом, оказываю различные посреднические услуги российским и украинским компаниям. Гандбола американцы не знают и я, устав объяснять что это такое и во что я играл, говорю уже, что занимался баскетболом. Хотя здесь играют в любом возрасте, и они поражаются, почему сейчас я не за кого не выступаю. Спортивную форму я поддерживаю, и баскетбольный мяч у меня дома не залеживается. Очень часто на улицах, в магазинах американцы останавливают, спрашивают, играю ли я в баскетбол, какой у меня рост? Просят сфотографироваться со мной. Хотя, я себя к Гулливерам не причисляю. Рост у меня тот же, что и был в 1980 году, когда я уехал с Сахалина – 197 сантиметров. Вот так и живу: проиграв в гандбол, остаюсь поклонником баскетбола. А здесь, в США, как вы знаете, конечно, есть на кого посмотреть. На матчи "Чикаго Буллз" я пока не смог выбраться, но обещаю исправить это упущение в самое ближайшее время.

- Связь с Сахалином поддерживаете?

— К сожалению, только в одностороннем порядке. То есть, смотрю в Интернете спортивные новости области. Хотя, конечно же, очень бы хотел найти тех, с кем довелось заниматься баскетболом в конце 1970-х годов. Очень надеюсь в этом плане на вашу газету.

P.S. Готовя это интервью для публикации, я не мог не поинтересоваться у Юрия Николаевича Солодухина, помнит ли он своего ученика? И вот что услышал в ответ: "Конечно же, Юру Киктенко я прекрасно помню. В команде своего возраста он был самым высоким. Очень любил баскетбол, никогда не отлынивал от тренировок. Думаю, что при стечении благоприятных обстоятельств, Юрий мог вырасти в очень сильного игрока. Так что нисколько не удивился, узнав, что он добился высот в другом виде спорта. Талант был виден в нем невооруженным глазом. И, не скрою, очень приятно, что он спустя четверть века не забыл про нас".

На фото: Юрий Киктенко, фотография 1980 года

По видам спорта

Реклама

Другие статьи

Сахалинский волейбол 30 лет назад: чудесное перевоплощение
Волейбол
Сахалинский волейбол 30 лет назад: чудесное перевоплощение
10 декабря 2024 г.
Заплывы производились неправильно
Плавание
Заплывы производились неправильно
5 декабря 2024 г.
История Суперкубка Сахалинской области
Футбол
История Суперкубка Сахалинской области
30 ноября 2024 г.
Елена Синенко: Соперник – время
Плавание
Елена Синенко: Соперник – время
25 ноября 2024 г.
Алексей Волков: «Выигрывает тот, кто мало ошибается»
Волейбол
Алексей Волков: «Выигрывает тот, кто мало ошибается»
20 ноября 2024 г.
Шахматисты-медалисты: все-все-все
Шахматы
Шахматисты-медалисты: все-все-все
15 ноября 2024 г.
Катангли выиграли матч у Ноглик, или Сахалинский футбол 70 лет назад
Футбол
Катангли выиграли матч у Ноглик, или Сахалинский футбол 70 лет назад
11 ноября 2024 г.
Он всё делал ради борьбы
Борьба
Он всё делал ради борьбы
5 ноября 2024 г.
Страницы истории: Сергей Темрюков в сборной команде России
Футбол
Страницы истории: Сергей Темрюков в сборной команде России
30 октября 2024 г.
Век Хасана Исламовича Зелендинова
Футбол, Хоккей, Хоккей с мячом
Век Хасана Исламовича Зелендинова
25 октября 2024 г.