Валерия Сафонова: «Я переформатировала свою игру»
Валерия Сафонова прошла все ступени знаменитой «Уралочки» от детской команды до основного состава прославленного клуба. 17 декабря она выйдет на площадку в составе «Сахалина», чтобы впервые сыграть против своей родной команды. В преддверии матча волейболистка вспомнила этапы своей карьеры, рассказала об уроках Николая Васильевича Карполя и сравнила тренировочный процесс двух команд.
- Вам предстоит первый матч против своей родной команды. Какие чувства испытываете перед игрой?
- Чувства интересные, скажем так. Хочется, конечно, показать хорошую игру. Есть желание доказать, показать себя. Тренер мой Николай Васильевич Карполь, возможно, тоже надеется на мою хорошую игру, ведь я его воспитанница. Очень важно победить. У нас сложился затяжной период проигрышей. Нам нужны очки. И это реально сделать с будущим соперником.
- Вы родились в Новом Уренгое. Что помните о нем?
- Ничего. Когда мне было два года, наша семья переехала в Екатеринбург. Но туда я возвращалась вместе с «Уралочкой» на матчи против «Факела». И знаете, у меня присутствовало чувство, что это моя родная земля. Папа мне рассказывал о том, как забирал меня из роддома, о детстве, о северном сиянии, о том, как было холодно, но красиво. Сияние, конечно, хочется увидеть. Если соберусь в кругосветку, обязательно заеду в Новый Уренгой (улыбается).
- А я же хотел спросить вас, что посещают туристы, которые приезжают в этот город…
- Приезжайте лучше к нам в Екатеринбург! Обязательно сходите в «Ельцин-Центр». Там шикарные экскурсии. Программа рассчитана на шесть посещений, чтобы узнать все детально. Я, правда, была там всего лишь один раз, и мне этого не хватило. Очень интересно послушать экскурсоводов. Тем более Борис Николаевич Ельцин был другом Николая Васильевича Карполя.
- Вот, кстати, мы и перешли к этому специалисту. Про него ходит много баек и слухов. Правда ли, что он только посмотрит исподлобья на волейболистку, и той уже хочется выпрыгнуть над сеткой на два метра вверх?
- Ну да, есть у него такая суровость во взгляде. Особенно, когда маленькая была, помню, он только зайдет в зал, и сразу видно, в каком настроении. Если улыбается, то, значит, все хорошо. Если нет, то мы все стоим и думаем: «Так-так-так, что случилось? Что мы уже сделали не так?»
- Можете ли вспомнить какие-то эпизоды, характеризующие его с необычной стороны?
- Он вообще очень неординарная личность. У него многое необычно, не так, как у других. Он даже, когда кричит на нас, это не со зла. Он хочет завести нас, привести в тонус своим собственным ресурсом. И у него это очень хорошо получается! Он может сказать что-то обидное. Ты заводишься, выходишь на площадку и начинаешь проявлять себя.
- Команда когда-нибудь разыгрывала его 1 апреля?
- Нет, никогда (смеется). Даже не представляли себе такого.
- А он команду поздравлял?
- На самом деле, несмотря на всю такую кажущуюся суровость, он очень веселый и добрый человек. Я его очень люблю! И шутки у него были всегда, а не только 1 апреля. Вообще, он редко кого-нибудь хвалил. Но если все-таки похвалит, то это и был настоящий праздник.
- Помните свою первую тренировку под его руководством?
- С первой командой я тренировалась лет с 16-ти. Помню, был большой стресс, когда пришла заниматься с олимпийскими чемпионками. В принципе, на сборах у него всегда обе команды вместе тренировались – и молодежка, и старшие. Это очень хорошая школа для молодых игроков, и мне кажется, такой подход только у одного Николая Васильевича. Он постоянно «миксовал» игроков. У нас иногда было в день по четыре тренировки. Сначала – за свою команду, потом – за первую. Затем снова за свою и первую.
- А вообще первую тренировку помните?
- Мне было 10 лет. Я была подвижной, много бегала. Как-то в школе учительница физкультуры дала визитку тренера по волейболу. Сначала родители скептически к этому отнеслись, но потом папа начал возить меня в спортзал. Все уже все умели, тренировались два года. А я была такая несуразная девочка, ничего не умела. Я даже какое-то время не ходила не тренировки. Но тренер увидел во мне какие-то перспективы, и я вернулась. Потом я перешла в спортивный класс и пошло-поехало.
- Ни разу не было желания бросить волейбол?
- Много раз, особенно после неудачных игр. Я очень болезненно к этому отношусь, и если плохо сыграю, то такие мысли посещали. В «Уралочке» нужно играть идеально. И если ты в своей голове не соответствуешь игре, то бывает очень тяжело.
- Как с этим бороться?
- Надо настраиваться. Постараться не перегореть.
- Вы о волейболе часто думаете?
- Постоянно! Я даже перед играми не сплю, всеми мыслями уже в игре. Мне самой кажется, что это плохо, но ничего не могу поделать. Надо переключать себя на книги, фильмы.
- Как удавалось совмещать учебу и тренировки?
- Я была прилежной ученицей. Особенно до девятого класса, пока не перешла в училище олимпийского резерва. После перехода в УОР значительно увеличилось число поездок на турниры и сборы, и успеваемость стала немного хуже. Но я очень благодарна своим родителям, которые следили, чтобы я не запускала школу. Потом я получила высшее образование (окончила экономический университет) и магистратуру (управление гостиничным бизнесом). Это тоже благодаря им.
- Какие необычные призы получали на детских турнирах?
- Чего-то необычного на спортивных турнирах не было. Хотя, с другой стороны, приз «Лучший игрок» никак нельзя назвать обычным. А вот в школе мне как-то вручили грамоту «Мисс отзывчивость». Я ее недавно нашла, и подумала, что она очень соответствует мой натуре.
- Насколько популярен волейбол в Екатеринбурге?
- Очень популярен, конечно. Николай Васильевич – это живая легенда, на которого все приходят смотреть. Не зря же его портрет висит в «Зале славы» в Америке. Я очень рада, что прошла его школу «от и до».
- С каким видом спорта приходится конкурировать волейболу в Екатеринбурге?
- С футболом. Футбол – есть футбол. Какой бы он ни был, он популярен. А у нас команда все-таки играет в премьер-лиге. Еще есть баскетбольная команда «УГМК», которая занимает призовые места практически всегда и везде.
- А почему домашние матчи «Уралочка» проводит в Нижнем Тагиле?
- Потому что наш спонсор (ОАО «ЕВРАЗ-НТМК») находится там. Поэтому и команда называется «Уралочка-НТМК».
- Вы три раза выигрывали золото Молодежной лиги. Много ли ваших соперниц и партнерш по команде выступают сейчас в Суперлиге?
- Да, конечно! Очень много. Понятно, что кто-то отсеялся, у кого-то другая жизнь, кто-то в другую сферу перешел, но в волейболе остались многие.
- А из тех, с кем вы начинали, многие играют?
- Из той секции, где я была поначалу самой несуразной?
- Да.
- Из той в Суперлиге я одна. Зато все остальные теперь мои подруги (смеется).
- В Суперлиге вы дебютировали 16 апреля 2010 года в игре с «Динамо» Москва. Что помните об этом матче?
- Хм-хм (задумывается). Не помню. Конкретно этот матч – не помню. Мы же часто привлекались к Суперлиге, попадали в заявку. Может быть, стояли и разминались, но на игру не выходили. Я всю жизнь в «Уралочке», и для меня это все слилось в одно целое. Могу только сказать, что тогда я играла центральной блокирующей. А в амплуа доигровщицы я играю последние три года.
- А почему поменяли амплуа?
- Николай Васильевич так захотел. По его словам, он всегда видел, что я буду принимать и играть быстрые комбинации. Я считаю, что он оказался прав. Мне сейчас все очень нравится. У меня, конечно, еще остались замашки первого темпа, с которыми я стараюсь справиться.
- Чем, на ваш взгляд, отличается мужской волейбол от женского?
- Если идти смотреть, то я выберу мужской матч. Они такие большие, быстро бьют, все очень легко делают. Зато женский волейбол более комбинационный.
- Ваш личный рекорд результативности за матч в Суперлиге установлен в 2013 году и равняется 16 очкам. Как считаете, его реально улучшить?
- Да, конечно, реально. Но сейчас у меня травма плеча. Очки же в основном набирают в нападении, а моя игра в нападении сейчас далека от идеала. Вот когда я залечу травму, выйду на пик, тогда и будет реально набрать больше.
- Что вообще вам бы хотелось улучшить в своей игре?
- Как раз игру в нападении и хочу улучшить. Это адреналин, выплеск эмоций, самоутверждение. Пока же у меня в команде роль защитника-принимающего и блокирующего. Чистильщика, скажем так.
- Насколько было сложно перестроиться под требования нового тренера после перехода в «Сахалин»?
- В первые дни было очень сложно. Я всю жизнь играла по одной системе, а здесь столкнулась с другой. Сейчас я уже постепенно переформатировала свою игру и приходит понимание того, что хочет от меня тренер.
- Чем отличается ваша роль в «Уралочке» от аналогичной в «Сахалине»?
- В «Уралочке» я была универсалом. Могла играть в любой зоне - первым темпом, доигровщицей и даже диагональной. А здесь я играю только в четвертой зоне.
- А чем отличается тренировочный процесс и подготовка к игре?
- Конечно, у любого тренера свой подход. Здесь мы определенные действия оттачиваем почти до автоматизма, а в «Уралочке» больший упор делается на командную игру. То есть, в «Сахалине» мы работаем над отдельными элементами, а в «Уралочке» - над командным взаимодействием.
- Вы играли во многих городах России и мира. Какой зал считаете лучшим?
- Мне нравится зал московского «Динамо». Еще - «Динамо-Казань». И здесь тоже нравится зал ВЦ «Сахалин». Он очень уютный.
- Что уже успели посмотреть на Сахалине и куда планируете сходить?
- На самом деле, планов пока больше того, что я уже посмотрела. Была в церкви на площади Победы. Теперь в планах «Горный воздух». Кстати, когда ходила в церковь, меня чуть не унесло метелью. Я впервые столкнулась с такой стихией. Я реально в таком восторге и хочу еще!