Сегодня исполняется 20 лет, как ушел из жизни Эрик Михайлович Комнацкий. Это заслуженный тренер РСФСР, подготовивший трех чемпионов СССР, более десяти чемпионов РСФСР, полтора десятка мастеров спорта и одного мастера спорта международного класса.
Можно сказать, что именно он поднял на ноги легкую атлетику области, заставив считаться с нашими спортсменами не только на всесоюзных, но и на международных стартах. Кто расскажет об Учителе, если не его ученики? Предлагаем вашему вниманию воспоминания о Э.М. Комнацком его воспитанников.
Роман Трубецкой: «Нас тренировал человек-легенда!»
- На стадион я пришел, когда мне уже исполнилось десять лет. Попал я туда, можно сказать, случайно. И даже не думал, что познакомлюсь там с людьми, которых буду уважать всю свою жизнь.
Ни о чем таком я, конечно же, тогда не думал. Более того, и тренировался-то с большой прохладицей. Но постепенно у меня (к собственному удивлению) стало что-то получаться, стали расти результаты. Тогда на меня и обратил внимание Эрик Михайлович Комнацкий. На тренировках он бывало сидел где-нибудь в сторонке, наблюдал, а потом подходил и давал какой-нибудь совет. И, что меня всегда поражало, совет всегда помогал.
Несколько лет спустя я перешел в старшую группу, которую, как я уже знал, тренировал Эрик Михайлович. Какое это было время! Какой был отличный коллектив! Мы все любили нашего тренера, а он – любил нас. Он делал для нас все, был не только наставником, но и, надеюсь, другом. После каждой тренировки мы пили чай, беседовали на разные темы. Теперь-то я понимаю, что в тех беседах эффект был не только психологический. Ведь мы "остывали" после тренировки, чтобы не простудиться. Вроде бы мелочь, но ведь именно из таких мелочей и состоит подготовка спортсменов высокого класса.
С самых первых дней он приучал нас к ответственности, к уважению. Мы даже и в мыслях не могли себе представить, что на тренировки можно опоздать. Это для нас было каким-то кощунством! Но как бы мы не торопились на стадион, Эрик Михайлович появлялся там раньше. Нам казалось, что он буквально днюет и ночует на стадионе. Не припомню случая, когда он ушел бы в отпуск. Сколько раз ему предлагали отдохнуть, а он лишь отшучивался: "Уйду, а тут у вас все развалится. Нет уж, не дождетесь!". Конечно же, все это в конце концов и сказалось на его здоровье. Нам бы самим тогда задуматься об этом, но куда там! Мы были счастливы, что нас тренирует человек-легенда, тренер, который был внесен в книгу "Лучшие люди России".
Уже только это говорит о его профессионализме. Но лучше всего об этом говорят достижения его учеников. Хотелось бы верить, что он и меня считал своим воспитанником. Я же уверен, без Эрика Михайловича как спортсмен я бы просто-напросто не состоялся.
Сергей Култышев: «Для меня он был вторым отцом»
- В семидесятые годы прошлого века легкая атлетика на Сахалине переживала самый настоящий бум. В чемпионатах области принимали участие сотни человек. Десятки из них удачно выступали на региональных состязаниях, единицы – дорастали до уровня призера первенства страны. Это была самая настоящая пирамида, в основании которой лежала массовость, помноженная на высокий уровень островных тренеров. В первую очередь, Эрика Михайловича Комнацкого.
Сам же я познакомился с перед самой армией, а до этого о легкой атлетике, систематических тренировках имел весьма и весьма смутное представление. Родился я летом 1953 года в Тымовском. Семья у нас была большой; у меня семь родных братьев и сестер. Если вы были в этом населенном пункте, то представляете, сколько там снега! Поэтому многие школьники занимались лыжным спортом. Я исключением не был. Кстати, привел меня в секцию родной брат будущей жены нашего губернатора Игоря Фархутдинова, а тогда просто Валентины Лапшиной, которая тоже родом из Тымовского. Было это в седьмом классе. После окончания восьмого класса я поехал учиться в охинское училище на сварщика. Там уже учился мой старший брат, так что я пошел, можно сказать, по протоптанной дорожке. Продолжал я, как вы понимаете, и заниматься спортом. Лыжным. Причем, делал кое-какие успехи. К примеру, в 1969 году занял второе место в чемпионате области среди ПТУ. О легкой атлетике я тогда и не мечтал. Хотя бегал летом кроссы, но больше для себя, чтобы поддерживать спортивную форму. Приходилось, правда, иногда принимать участие в соревнованиях.
Помню, в 1970 году я занял второе место в комсомольско-профсоюзном кроссе на пять километров в Южно-Сахалинске. Вот тогда-то я и познакомился с Эриком Михайловичем Комнацким. Подошел он ко мне после финиша забега и предложил перебраться в Южно-Сахалинск, заниматься в его группе.
Раздумывал я довольно долго, ведь всю жизнь прожил в небольшом поселке, а тут громадный, по нашим меркам, город. Кому я там нужен? В общем, вернулся я в Оху. Зимой пришло время проходить производственную практику. Меня направили в поселок Нижний Вал Ногликского района. Вот там-то и нашел меня Эрик Михайлович, прислал вызов на сборы.
Почти одновременно пришел вызов на сборы и от лыжников. Я приехал в Южно-Сахалинск и стал думать: с кем ехать? Лыжники уезжали в Новосибирск, а легкоатлеты – в Орджоникидзе. Это обстоятельство и перевесило, хотелось побывать в теплом крае.
Так я и стал легкоатлетом, хотя время от времени еще принимал участие в лыжных соревнованиях. На сборах я легко переносил нагрузки, хотя иногда приходилось бегать по двадцать километров. Но разве бывшего лыжника этим удивишь? (смеется) После возвращения в областной центр мы поехали на дальневосточные соревнования во Владивосток. Там я выполнил норму первого разряда в беге на 1500 метров.
После этого Эрик Михайлович сделал все, чтобы мне в областном центре были предоставлены все условия для тренировок. Много было и поездок на сборы. Это не могло не принести свои плоды. В 1974 году я добился, считаю, своего первого крупного успеха, выиграв чемпионат СССР среди молодежи. В следующем же году мне удалось выиграть Спартакиаду народов РСФСР в беге на 1500 метров в Воронеже.
Вернулся я домой числа 15 октября, а на 22 октября меня и Эрика Михайловича пригласили на прием к председателю облисполкома Павлу Леонову. Не знаю, специально подгадывали или нет, но это был день рождения Комнацкого. Но основной подарок достался мне. Двухкомнатная квартира. После таких подарков, понятно, хочется выигрывать снова и снова. Я же не могу не отметить заслугу своего тренера. Кто, кроме него мог бы разглядеть перспективу в семнадцатилетнем пареньке из Тымовского?
Сколько он со мной возился! Мало того, я ведь и жил какое-то время у него дома. Словом, он стал мне вторым отцом. И когда он умер, я оплакивал его именно как отца. Как отца всей сахалинской легкой атлетики.