История развития дельтапланеризма в островном регионе насчитывает три этапа.
Первый из них начался в январе 1935 года, когда в Александровске организовали Сахалинский областной аэроклуб.
Его главной задачей считалась массовая пропаганда авиационных знаний, развитие всех видов авиационного спорта, подготовка авиационных кадров.
В частности, планерная секция занималась подготовкой планеристов. Так, в 1936 году в аэроклубе было выпушено 204 планериста.
Курсанты Можарин, Чумак, Русецкий, Костенко, Сизых и другие научились водить летательный аппарат, освоили фигуры высшего пилотажа.
Вот как описывали газеты тех лет будни планеристов: «В двух километрах от города со ската горы поднимаются одна за другой две бесшумные птицы. Здесь планеродром сахалинской планерной школы Осоавиахима.
Каждый выходной день на скате копошатся, бегают, волнуются девушки и молодые люди. Это будущие кадры нашего воздушного флота. В кабину садится пилот. …Взмах флажком, толчек амортизатора и планер взвивается легкой птицей вверх.
Ежедневно на планеродроме делается не меньше 60 полетов. Девятьсот сорок раз поднимал планер воспитанников первого выпуска школы. Сейчас эти инструкторы разъехались по всему острову. … Они погружены с головой в то кипучее полезное дело, каким является сейчас планеризм для молодежи…»
Однако, в ноябре 1938 года первый сахалинский аэроклуб прекратил своё существование.
Второй этап датирован серединой 1970-х годов. Южносахалинец Павел Бердов прочитал о необычном летательном аппарате в журнале и решил самостоятельно смастерить подобную модель.
Смастерил и даже испытал ее на одном из склонов в окрестностях островной столицы. Вскоре у него нашлись единомышленники. Однако первые энтузиасты столкнулись с многочисленными трудностями, и их порыв сошёл на нет.
Последующая история дельтапланеризма в Сахалинской области (и, соответственно, ее третий этап) неразрывно связана с уроженцем Риги Дзинтарсом Тращеноксом.
К 25 годам (он родился в 1960 году) Дзинтарс был уже довольно опытным дельтапланеристом. Становился призером чемпионатов Риги и Латвии, участвовал в чемпионате СССР. Работал руководителем секции дельтапланеризма в секции Дома пионеров Риги.
Его жизнь перевернул разговор в поезде. Случайный попутчик, оказавшийся сахалинцем и узнавший об увлечении рижанина, убеждал: «Ну какой размах в Риге? А у нас в Южно-Сахалинске – сопка на сопке. Летай – не хочу!».
Разговор запал в душу и, довольно неожиданно для себя, Дзинтарс решил сняться с насиженного места и отправиться на далёкий во многом загадочный остров.
В Доме пионеров его никак не могли понять. Зачем ехать на край света, если здесь есть стабильность и перспективы? Но будущий сахалинец не слушал доводы, повторяя одну фразу: «Я хочу поднять на Сахалине мой любимый вид спорта!».
В конце концов, взяв с собой дельтаплан, Тращенокс отправился в Южно-Сахалинск.
- Не может быть, что я не найду отчаянных парней, которые хотят бросить вызов небу? – думал он.
И не ошибся. Осенью 1985 года он объединил вокруг себя полтора десятка единомышленников с несколькими самодельными аппаратами.
Казалось, что Дзинтарс на верном пути, но его инициатива по созданию Клуба дельтапланеристов разбивалась о равнодушие ответственных лиц, которые вроде бы и не мешали, но в тоже время и не помогали. Понять их не сложно. Эти Икары не только парят в небе, но и падают на землю (к счастью, изредка), ломая руки-ноги. Кому нужна ответственность за них?
Причем, в списке отказников был даже ДОСААФ, которому сам устав велел развивать авиационные виды спорта.
Хорошо, что экс-рижанина выслушали в обкоме КПСС и обкоме ВЛКСМ. И не только выслушали, но и отправили в Москву на смотр-конкурс сверхлегких летательных аппаратов и курсы инструкторов по дельтапланерному спорту. Было это уже в 1987 году. Несложно подсчитать, что мытарства Тращенокса тянулись два долгих года.
После возвращения Дзинтарс записался на прием к директору совхоза «Комсомолец» Владимиру Павловичу Гайдуку.
- Если вы поддержите нас, то мы не только привлечем старшх школьников и молодежь, но и в будущем сможем опылять поля с мотодельтапланов, - предложил он, немного волнуясь.
К его большому удивлению, Гайдук согласился на это. Уже на следующий день Тращенокса приняли в штат совхоза. По будням тренировал школьников, а по выходным поднимался на сопку уже со взрослыми. Параллельно начал строить мотодельтаплан.
Вскоре новый аппарат совершил свой первый полет. Но судьба словно издевалась над дельтапланеристами. Однажды Василий Смирнов шёл на посадку. После дождя земля раскисла и покрылась выбоинами. Когда мотодельтаплан коснулся грунтовой дороги, а его колесо застряло в яме. Аппарат, словно раненая птица, мотодельтаплан взмахнул крылом и повалился на бок. Хорошо, что хоть пилот обошелся без серьезных травм.
- Что же вы так? – укоризненно спросил Владимир Гайдук.
- Так ведь нет у нас утрамбованной площадки для посадки. Сколько раз мы просили дать нам каток, но всё безрезультатно, - ответили спортсмены.
Тращенокс начал восстанавливать мотодельтаплан, но неожиданно умер Герой Социалистического труда В.П. Гайдук, что подвело черту под работой Дзинтарса в «Комсомольце».
Однако за любой черной полосой наступает светлая (не дадут соврать зебры). Тращенокс познакомился с Владимиром Михайловичем Выборновым. Тот недавно был назначен председателем Ленинского райкома ДОСААФ.
В свое время Выборнов был военным летчиком. Позже его самолет долгое время стоял в музее военной техники у Дома офицеров в Южно-Сахалинске. Два человека, влюбленных в небо, быстро нашли общий язык.
Владимир Михайлович помог организовать Объединение дельтапланеристов и посодействовал в выделении для него помещения в подвале дома № 127 по ул. Ленина. Этот подвал стал домом для дельтапланеристов, которые хранили здесь свои аппараты, шили для них крылья, проводили теоретические занятия с начинающими спортсменами.
В числе первых островных дельтапланеристов были Александр Попов, Александр Пашук, Сергей Солодовников, Василий Лапехин, Владимир Колесов, Николай Мошонец.
Александр Попов не только сам научился летать, но и стал руководителем кружка авиамоделизма и дельтапланерного спорта Дома техники областного управления профтехобразования.
Все они стали участниками первых соревнований дельтапланеристов в Сахалинской области. Состязания состоялись 20 февраля 1988 года на склоне сопки в районе ТЭЦ-1.
Спортсмены состязались в двух упражнениях: точность приземления и облет поворотных пунктов. В программу входили также полеты по заданному маршруту. Однако непогода внесла свои коррективы и их отменили…
P.S. В 2000-е годы на горе Большевик несколько раз провели «Кубок Дзинтарса» в честь одного из основоположников дельтапланеризма на Сахалине.




