Виталий И: «Самое сложное и интересное – помочь ребенку стать чемпионом»
Во второй части беседы Виталий И раскрыл свое тренерское кредо. Он объяснил, как можно справиться с волнением перед партией, рассказал, какие книги советует читать своим ученикам и дал совет родителям юных шахматистов.
Виталий И: «Хотел бы сыграть с Робертом Фишером»
- Как получилось, что вы стали совмещать свою игровую карьеру и работу тренером?
- В детстве я даже не думал стать учителем. Но в конце 2015 года уволился из «РЖД». Были разногласия с начальством по поводу перспектив на будущее, и я в итоге не захотел работать по специальности. Поэтому в январе 2016 года устроился в Шахматный клуб и начал набирать детей. В мае 2016 мы с Татьяной Сергеевной Марининой решили провести первую «Волшебную ладью». Так всё и закрутилось, и я втянулся в тренерский процесс.
- Нынешние дети отличаются от тех, кто начинал играть в начале 2000-х?
- Явно отличаются. Сейчас они более энергичные и более компьютеризированы.
- Легко ли находите подход к ученикам?
- Не ко всем. Сначала все хорошо, но как только у нас увеличивается нагрузка, у некоторых детей это вызывает неприятие. Раньше для нас слово тренера было законом, а сейчас для кое-кого не только тренер не является авторитетом, но даже и родители.
- Сколько у вас сейчас занимается детей?
- Около 60-ти в возрасте от шести до семнадцати лет.
- Берете всех подряд или происходит какой-то отбор?
- Приходят все желающие, но не все задерживаются. Сейчас родители стараются записать детей во все кружки: на шахматы, танцы, иностранный язык, что-то еще. Потом начинается понимание, что везде успеть невозможно, и от чего-то нужно отказываться. А кого-то не устраивает локация, не всем удобно добираться к нам, так как много времени уходит на дорогу.
- Вообще, насколько популярны шахматы у детей?
- Я бы сказал, что довольно популярны. Но дело в том, что в городе большой выбор спортивных секций, что, конечно, сказывается.
- Через какое время можно сказать, есть у ребенка талант или нет?
- Года через два после начала занятий. Бывает, что дети быстро все схватывают, но потом у них случается застой. Любой талант нужно развивать. Если талант не развивать, то ребенок так и останется на всю жизнь в разряде перспективных. Но развитие шахматиста – это дело не только тренера, но и родителей и, естественно, его самого. Причем, в первую очередь – самого ребенка.
- Раскрывают ли шахматы характер ребенка?
- Да. Как ребенок ведет себя за доской, такой он и в жизни. Не то, в каком стиле он играет, а именно, как ведет себя.
- Каждый ли ребенок может научиться играть хотя бы на уровне первого разряда?
- Скажу так: каждый ребенок может достичь уровня кандидата в мастера спорта. Выше, конечно, уже сложно, а КМСом, в целом, может стать любой.
- Если вы видите, что у ребенка вообще нет предрасположенности к шахматам, скажете ли вы это его родителям или будете пытаться что-то изменить?
- Да, конечно. Если у ребенка нет желания заниматься шахматами, то не нужно его заставлять.
- Что важнее: талант или работоспособность?
- Важнее – любовь к шахматам, желание заниматься и совершенствоваться. А вообще, без работоспособности никакой талант не разовьется.
- Какой график занятий у детей?
- Три занятия в неделю по полтора часа.
- Что принесет больше пользы: решение задач и комбинаций или блиц на личессе?
- Решение задач. Блиц на личессе – это, с одной стороны, хорошо. А с другой, привыкнув к поверхностным ходам, потом начинаешь принимать импульсивные решения уже за доской, делать ходы, не продумав их последствия до конца. Такой блиц приводит к появлению ошибок.
- Можно ли вообще натренировать комбинационное зрение?
- Конечно! И не только его.
- Какие книги рекомендуете юным шахматистам?
- Хороших книг много. Например, различные решебники. Отличная серия книг Анны Дорофеевой для начинающих «Шахматная радуга тактических приемов». Для самостоятельной работы очень хорошо подходит «Учебник эндшпиля» Марка Дворецкого.
- Сложно мотивировать детей заниматься шахматами, когда у них сейчас так много соблазнов?
- Очень сложно. А проще всего мотивировать тех, кто занимает призовые места. Вот они сами хотят оставаться конкурентными и побеждать.
- Как детям справиться с волнением перед партией?
- С волнением, конечно, не всё так просто. Чтобы побороть волнение, нужно быть более уверенным в себе. А чтобы быть более уверенным в себе, нужно больше знать. То есть, чем больше ты занимаешься, тем тебе проще справиться с волнением.
- Нужно ли детям изучать творчество чемпионов мира XIX и XX века?
- Это даже не обсуждается! Историю шахмат знать нужно обязательно. Буквально на днях изучали партию первого чемпионата мира Вильгельма Стейница с Барделебеном из турнира в Гастингсе в 1895 года. Эта партия занесена в шахматные учебники, как эталонный образец комбинационной игры. А сегодня утром показывал детям партии Эммануила Ласкера. В том числе, его знаменитую жертву двух слонов на h7 и g7.
- Многие психологи говорят, что современным детям очень сложно концентрироваться на одном деле. Шахматистов это тоже касается?
- Да, есть такое. Приходится с этим бороться. Дети не могут долго сидеть на одном месте. Им нужно посмотреть по сторонам, поговорить с кем-то. Сделаешь кому-то замечание, а оно действует максимум 15 секунд. Начинаешь что-то объяснять, обязательно найдется кто-то, кто будет всех отвлекать.
- Чего не хватает юным сахалинским шахматистам, чтобы добиваться стабильных успехов на всероссийском уровне?
- Победного менталитета, желания заниматься. Как мы говорили выше, на Сахалине слишком много соблазнов и отвлекающих моментов.
- Что доставляет больше удовлетворения: свои победы или успехи учеников?
- Конечно, успехи учеников! Это же подтверждение того, что ты работал не зря. Это мотивация и гордость. Свои победы у меня были и, возможно, будут еще. Но радость от победы своего воспитанника – это гораздо круче.
- Интересуетесь ли успехами детей в школе, ведь они зачастую пропускают уроки из-за соревнований?
- Естественно. Я считаю, что шахматист должен успевать всё: и в учебе у него должно быть всё хорошо, и в шахматах. Если ребенок не успевает делать уроки, то его родители могут не пустить на занятия. Пропуски влияют на то, будет заявлен шахматист на ближайший турнир или нет.
- Даете ли вы шахматистам советы по спортивному питанию, занятиям другими видами спорта?
- По питанию – нет, по занятиям – да. Я советую им заниматься физкультурой, спортом. На мой взгляд, лучший выбор – это плавание. Плывешь, а голова отдыхает.
- Какими качествами должен обладать тренер?
- Любовь к детям и терпение.
- Чего никогда не должен делать тренер?
- Выделять на занятиях какого-то ребенка. Остальным становится обидно, а этот ребенок, образно говоря, садится тебе на шею.
- О чем тренер должен постоянно помнить?
- Что мы занимаемся с детьми, что несём за них ответственность. Причем, не только на занятиях, но и после них. Тренер – еще и воспитатель.
- Что самое сложное в работе тренера?
- Сделать ребенка чемпионом.
- А что самое интересное?
- Сделать ребенка чемпионом (смеется).
- Ваши пожелания родителям спортсменов?
- Доверять тренеру, всячески ему помогать и ни в коем случае не мешать.
- Если бы у вас была возможность обратиться ко всем детям мира с призывом заниматься шахматами, что бы вы им сказали?
- «Gens una sumus»: «Мы – одна семья».
P.S. Бонус!
Своими впечатлениями о тренере поделился один из его самых известных учеников.
Герман Коростелёв в какой-то степени повторил путь своего наставника. По современным меркам он тоже начал заниматься шахматами чудовищно поздно.
- Вообще, это поздновато, конечно. Но я сам начал заниматься поздно, в 10 лет. Поэтому решил посмотреть, что из этого получится. И буквально сразу мне понравилось отношение Германа к занятиям. Он всё выполнял от и до, и плюс много работал самостоятельно дома, решал тактику. Постепенно пришли успехи, - рассказал Виталий И о своем ученике.
Творческая плодотворная совместная работа привела к тому, что буквально через два-три года Герман метеором ворвался в узкий круг сильнейших юниоров области, раз за разом трансгрессируя на подиум по итогам региональных состязаний. Как так получилось? Слово шахматисту.